Многочисленные заявления средств массовой информации и представителей деловых кругов Республики Казахстан об усилении мер таможенного контроля в отношении казахстанских перевозчиков на территории Российской Федерации не имеют под собой каких-либо реальных оснований. ФТС России не предпринимались какие-либо действия в этом направлении.
Таможенный контроль в отношении указанных перевозчиков, как, впрочем, и в отношении любых иных перевозчиков, невзирая на их национальную принадлежность, проводятся в штатном режиме и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это означает, что таможенные органы в части своей компетенции осуществляют таможенный контроль выборочно и ограничивают его такими формами, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации.
Результаты данной работы, в том числе проводимой правоохранительными подразделениями таможенных органов, свидетельствуют о выявлении фактов нарушения таможенного законодательства со стороны некоторых участников внешнеэкономической деятельности.
Только в Северо-Западном регионе на таможенном посту МАПП «Бурачки» Себежской таможни в период с 17 июня по 13 августа 2015 года в отношении казахстанских фирм-перевозчиков возбуждено 15 дел об административном правонарушении по фактам нарушений таможенного законодательства при перемещении товаров по процедуре таможенного транзита. В отношении одной из казахстанских фирм-перевозчиков возбужден целый ряд дел об АП:
— по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ – недоставка части товаров (одежда, общий вес -5,7 тонны), находящихся под таможенным контролем;
— по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ — сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании и весе товара (одежда, общий вес брутто – 22,7 тонны, стоимость более 13 млн. рублей);
— по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ — сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления таможенному органу недействительных документов (одежда, общий вес брутто –21,4 тонны).
В частности, эта фирма-перевозчик применила следующую вскрытую таможенниками незаконную схему лжетранзита. В июле текущего года таможенным постом МАПП Бурачки Себежской таможни по транзитным декларациям открыта таможенная процедура таможенного транзита на товары общим весом более 42 тонн (одежда, обувь), следующих из Латвии в Киргизию на 2 транспортных средствах данного казахстанского перевозчика.
В установленный таможенным органом срок указанные транспортные средства в таможенный орган назначения (таможенный пост Карасу таможни Кордай Республики Казахстан) не прибыли. По этому факту Себежской таможней возбуждены дела об АП по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Спустя два дня сотрудники Владимирской таможни обнаружили данные транспортные средства в Рязанской области с пустыми грузовыми отделениями. Согласно объяснениям водителей, транзит в Киргизию ими не завершен, так как после ввоза на территорию России товары были выгружены на рынке в г. Москве.
По данному факту Московской таможней возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 194 УК РФ. Сумма неуплаченных таможенных платежей составила свыше 4,8 млн. рублей.
В отношении ещё одной казахстанской фирмы-перевозчика, оформившей транзит на таможенном посту МАПП «Бурачки» Себежской таможни в указанный период, возбуждено дело об АП по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ по факту сообщения таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара (одежда общим весом 1,4 тонны и стоимостью 572,4тыс. руб.).
Таможенные органы выявили и пресекли ещё ряд схем лжетранзита, в которых замешаны не только фирмы-перевозчики из Казахстана, но и из других стран, как государств-членов ЕАЭС, так и стран, не имеющих отношения к этому таможенному союзу.
Например, в ходе проведенных августе 2015 года оперативно-розыскных мероприятий на МАПП «Бурачки» Себежской таможни выявлена следующая схема незаконного ввоза на территорию Евразийского экономического союза дорогостоящего товара «одежда» известных брендов.
Товар, отправленный из Китая, следовал по территории ЕАЭС через Казахстан и Киргизию (в некоторых случаях – Узбекистан) транзитом в Латвию и Литву. В пути следования по территории ЕАЭС дорогостоящий товар заменяется на более дешевый «товар прикрытия» низкого качества, который прибывал для завершения транзита в приграничные таможенные органы. Впоследствии «товар прикрытия» из Латвии вновь ввозится на территорию Таможенного союза, для его дальнейшего использования в незаконной схеме.
Выявление указанной схемы стало результатом взаимодействия, в том числе информационного обмена, с правоохранительными таможенными органами Республики Беларусь. Из Минской центральной таможни были получены сведения о проводимой проверке по факту задержания 5 транспортных средств, перемещавших в Литву товар «готовые текстильные изделия» (отправитель зарегистрирован в Китае, получатель – компания из Великобритании). В ходе досмотра транспортных средств обнаружен товар «несортированная ветошь».
Как итог, в результате проведенных проверочных мероприятий Себежской таможней по фактам нарушения мест доставки товара в отношении киргизского перевозчика, вовлеченного в указанную преступную схему, возбуждено 3 дела об АП по статье 16.10 КоАП РФ.
Среди иностранных фирм-перевозчиков, преступивших закон, значатся компании из Польши, Украины, Белоруссии и Турции. Так, мае 2015 года возбуждено дело об АП по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. Товар – 20 тонн замороженной говядины, перемещаемый украинским перевозчиком из Украины в Казахстан транзитом через российскую территорию, был ввезен на территорию ЕАЭС через таможенный пост МАПП «Троебортное» Брянской таможни, но в установленный срок не поступил в таможенные органы Республики Казахстан. Об этом российские таможенники были проинформированы Департаментом государственных доходов по г. Алматы. В тот же день Брянской таможней в отношении украинской фирмы-перевозчика возбуждено дело об АП.
В июне 2015 года в отношении польского перевозчика дело об АП по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. Фирма перевозила подкожный свиной жир, весом более 21 тонны, из Германии в Казахстан. В установленный срок товар в таможенный орган места назначения доставлен не был.
В августе 2015 года Новороссийской таможней выявлен факт возможной недоставки товара. В соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита турецкая компания перемещала товар — автомобиль для перекачки бетонного раствора стоимостью 200 тыс. долл. США – из Турции в Казахстан. Однако до настоящего времени информация о доставке товара в таможенный орган назначения в Новороссийскую таможню не поступила. По данному факту проводится проверка.
Все приведенные факты являются лишь незначительной частью тех результативных действий таможенных органов Российской Федерации, в том числе во взаимодействии с коллегами из таможенных служб государств-членов ЕАЭС, по выявлению и пресечению используемых недобросовестными участниками ВЭД схем незаконного ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза и ухода от таможенных платежей.
Справка
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза, в частности, ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения их под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, уничтожения и т.д.
В отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенные органы вправе применять любые формы таможенного контроля, определенные ст. 110 ТК ТС, включая таможенный досмотр товаров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 94 ТК ТС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.